«Радж Капур, Радж Капур, посмотри на этих дур!» — эта песенка из половины прошлого века ну точно про меня. Когда мне сказали, что в Darr Джухи переменила более ста пятидесяти нарядов, я не поверила и села считать(!), наново пересматривая фильм. Меня обманули. Я насчитала 70 с небольшим, вводя ночнушки и купальники. Ну да ладно, это было давно и неправда. Все не могла додуматься, что такого необычного в этом фильме? И тут меня озарило. Это творение Яша Чопры – оригинальная граница «старого» и «нового» индийского кино. Все те же красочные песни и розовые краски в стиле «старого» времени, но игра актеров, сами съемки, сюжетные черты навеяны уже новой «эпохой».
Сколько потом «наштамповали» подобных историй – Anjaam, Chаahat, Darаar, Yaarana, но первобытный «дух» Darr уже никто не смог передать. Зову присоединиться к обсуждению тех, кому интересны профессиональные и личностные взаимоотношения между актерами, а также режиссура фильмов и возможно, изъяны сценариев. А я поразмышляю над тем, отчего Шахрукх забрал все лавры у Санни Деола в этой «поворотной» полотну величайшего режиссера-романтика.
Читала как-то книгу по психологии и отыскала там интересный пример: Золушка никогда не будет счастлива с Принцем, т.к. они из различных социальных слоев. Да, они поженились, но только в сказке будут существовать долго и счастливо. В реальной жизни им и поговорить будет не о чем – она свыклась только «кухарить», а он из высшего общества. Пройдет свадебная эйфория, настанут стальные будни, и Золушка быстро надоест Принцу. Что-то мне печально и печально стало за Золушку, но таково «заключение» психологов.
Начитавшись подобных «образцов», я попробовала представить другой финал Darr. Не суть значительно как, но осталась бы Киран с Рахулом. И что дальше? Он был бы счастлив до потери пульса, но разом бы зверски приревновал ее к первому встречному, который только бы кинул на нее неосторожный взгляд. А потом, не спрашивая, придушил бы её, «неверную», как Отелло Дездемону.
Я весьма удивлена тем фактом, что многие не смотрели этот фильм. И зрители со стажем, в том числе обожатели Шахрукха, и те, кто «заболел» Индией недавно. Последствия Darr популярны всем: Шах проснулся знаменитым и заимел врага в лице Деола, какой не смог простить и тем более понять, что, собственно говоря, случилось. Как известно, Аамир, Аджай и даже сам Санни отказались от роли Шаха по вину отрицательного амплуа — в то время считалось не престижным размениваться на такие роли, ведь они могли негативно повлиять на карьеру. Я слышала, что Аамир вроде бы согласился, но при условии, что Джухи САМА убьет его героя. Яш Чопра даже ему пообещал. Но когда Кхан разузнал, что финал останется неизменным, он ушел из проекта. Зная щепетильность Аамира в касательстве сценариев, поверить в это не сложно, да только сейчас что об этом сообщать? История свершилась. До сих пор Шаха для Санни не существует, и на Яша он долгое пора точил зуб и был обижен. Вот объясните мне — в чем тут виноват режиссер? Но вы знаете, я могу Санни Постигнуть.
Будь я на его месте, как бы я отреагировала на то, что какой-то никому не известный парвеню затмил меня по всем параметрам и украл всю мою славу? Новенький, имеющий за плечами пару-тройку «проходных» фильмов и сериалов, какого взяли в проект, потому что ведущие актеры отказались от роли. Как же так? Я – популярная звезда в жития и храбрый герой в фильме, а он – господин Никто, не известный размашистой публике, я же в конце убью его и спасу, спасу свою героиню!
Я измерила бы желчью, зализывая рану от удара по самолюбию, или прониклась бы симпатией к начинающему артисту? Признала бы его явный неоспоримый талант с высоты своего «полета» и даже бы морально поддержала в начине творческого пути? Но я никогда не буду на месте Санни. Вероятно, я бы Шаха тоже возненавидела лютой ненавистью за отнятые лавры, желая по факту, он ни в чем не виноват. Так совпали звезды, так было угодно небосводам. Ах, как трудно оставаться человеком в некоторых жизненных ситуациях, потому что негативные качества человеческой души всегда стремятся на корню задавить добросердечные порывы. С Санни есть довольно неплохие фильмы, и я надеюсь, что с Адитьей — сыном режиссера, он спозаранок или поздно найдет общий язык.
Многие зрители и даже отдельный критики отмечали, что Деол в этом фильме – как сонная муха, как «третий излишний». И любовь его к Киран не ярко выражена, и актерская игра мощно проигрывала игре Кхана. Думаю, Санни не осилил бы негативную роль, даже если б на нее согласился. Поменяв в мыслях основных героев местами, невозможно представить Деола «больным». «Калибр» не тот. Одинешенек известный режиссер сказал про Шварценеггера – у лошади на морде вяще эмоций, чем у «железного» Арни. Так и у Санни мимика не настолько выразительна и многогранна, чтобы правдоподобно сразиться отрицательного персонажа. У него просто другие глаза. Довольно вспомнить взгляд Шаха после слов Деола «Кто поднимется между нами?» — в бассейне, когда он сверху смотрел на них. От его взора мурашки по коже и одна мысль – «Како-о-о-о-й!» Сюжет насыщен такими шаховскими взорами – пробирающая до костей сцена в лифте, во «мраке» на дне рождения, в финале. Когда Киран закричала «Уложи его!» — для Рахула жизнь остановилась, и он сразу перестал сопротивляться, позволив пинать и мотылять себя, как тряпичную куклу, и вся истерзанная давя полыхала в его глазах!
Кстати, когда эти двое «бились» за даму, круша в щепки катер, Шах за свою даму «дрался» насмерть, зубами выгрызая ее у соперника, а Санни размахивал кулаками так, как было прописано по роли. Шаху я поверила, а Деолу – нет. Вот и все отличие. Вероятно, Санни и неплохой актер, но он попал в кино по инерции, по проторенной папой дорожке. А у Шаха, видимо, иной путь, и половину этого пути мы уже видели. В эпизоде в лесу, когда Санни медлительно идет к Шаху, играя на губной гармонике, я увидела в глазах Деола фунт презрения. Не к Рахулу, а к артисту Шахрукху Кхану! Он для него был как презренный червь – как в фильме, так и в существования. Возможно, я ошибаюсь, но при этом моменте сразу всплыла в памяти ассоциация: наш Медведев, будучи в бытность свою Президентом, на какой-то встрече с «несложными смертными» весь «светился» самолюбованием от своего нынешнего «позы». Однозначно, в этом фильме Санни не убедил меня в своем геройстве. Он мне вяще нравится молодой в «Силе любви» с Амритой Сингх. А у вас какие с ним излюбленные фильмы? Какая у него лучшая роль, на ваш взгляд? Я бы посмотрела с наслаждением.
Фильмы Яша Чопры априори не предполагают никаких изъянов. Но тут я увидала пару вещей, которые несколько покоробили восприятие этой истории. Во-первых, «выплывший» на спасение Джухи не убиваемый герой. Тебе несколько раз прокололи брюшную полость, а ты скачешь, как горный баран и почти не морщишься от хворай. Ну не бывает так! После таких ран зачастую не выживают, это просто несерьезно. А, ну мы же тут отважные «Морские Котики», поэтому нам не больно, а я тут, глупая, привязываюсь. Хорошо хоть живот перевязали для виду, только «крови» пожалели. Все равновелико, когда в серьезном фильме выплывают такие не стыковки, история немножко теряет в своей правдивости. Во-вторых, прям разочаровала самая концовка в аэропорту. Они все так весело посмеялись и даже передразнили убогого заику! Как будто и не было никогда этой трагедии, не было Рахула, одержимого своей погибельной страстью. Стало за него весьма обидно – он ведь жил, мечтал, любил, добивался! Он был наивен как дитя. На катере Киран ему говорит, пытаясь обхитрить – «Подавай поженимся в городе», а Рахул эти слова принимает за чистую монету и отвечает – «Нет, лучше сейчас». Киран, дурочка, да он бы обожал тебя в сто раз мощнее, чем твой непобедимый жених. К слову, у героя Шаха не было пистолета, так что «победа» Санни не была беспорочный. И, в-третьих, резанула по глазам и «художественному восприятию» часть танцевального эпизода с Джухи, когда Рахул о ней грезил, лежа в гамаке. Вот этот белый наряд с цветком в волосах, особенно нательная его часть, по-моему, совсем не шел актрисе, не для ее фигуры. Да еще не понятные движения и позы, желая в этом же наряде — красивейший «расслаивающийся мостик». Знаю, устанавливала танцы Сародж Кхан, а она, как известно, имеет безупречный вкус, однако не нравится мне этот белоснежный наряд, ничего не могу с собой поделать.
О понравившихся моментах хотелось бы произнести особо. Очень впечатлила эта бешеная погоня, закончившаяся травмой Санни. Она вышла длинная, но от этого не менее захватывающая. Сопровождающие бег музыкальные «удары» углубляли напряжение момента — бедные актеры, как сердце-то из груди не выпрыгнуло от такой дистанции? Я бы свалилась и задохнулась после 30-ти метров. Мне весьма интересно узнать – Шах САМ впечатался на всей скорости в столб или так было замыслено? Я читала, что это получилось не специально, и в кадре видно, как Шаха «откинуло» от удара, а после, якобы, гримировали гематому во весь лоб. Столкновение со столбом так понравилось режиссеру, что этот момент вырезать не сделались и оставили в фильме. Но этот источник информации не заслуживает доверия, потому я сомневаюсь. Кто-нибудь из вас знает правду про столб???
В одном интервью Джухи признавалась, что поначалу побаивалась Шаха из-за его роли. Вспоминается разом эпизод в лесу, где Рахул на коленях просит прощения у «поверженного» Санни. Когда Шах возвысил голову и, заикаясь, произнес «К-К-Киран», мне показалось, что он сейчас завоет, как серый над убитой добычей. Читала, журналисты поверить не могли, что артист не заикается в реальной жизни, да еще этот надрывный смех немало вводил в заблуждение. А как Шах долбился в закрытую дверь на яхте, дергая трясущейся башкой, как ненормальный. Пардон за каламбур, он и есть ненормальный! Не знаю, я бы окоченела от ужаса, в такой-то ситуации. Неудивительно, что Шахрукх этим фильмом и своей ролью психа-любовника «застолбил» себе пункт под жарким солнцем Болливуда – окончательно и навсегда.
Хочу раздельно отметить Джухи Чавлу. Какая же она здесь нежно-женственно-красивая! В этом кинофильме я впервые увидела ее Женщиной, а не девчонкой с косичками из «Приговора» или «Влюбленность, любовь, любовь». Она меня приятно и неожиданно удивила. «Сырые» песенные сцены, пространство, пропитанное ее страстными взглядами, эпизод из Девять с половиной недель, ее прически, убранства превратили Джухи в потрясающе чувственную женщину.
В первой песне кинофильма чувствуешь запах этих цветущих деревьев, а тему Tu mere samne до сих пор обожаю. На виды, конечно, «вкусная» и сладкая. Когда я вижу поразительно прекрасный профиль их обоих, замирает сердце. Так близко сняли, что у Шаха все родинки на лике видны, а у Джухи – выбившиеся с прически волоски. Шахрукх прощеголял всю песню в одной рубахе, которая мелькала потом в Baazigar– любимая она у него была, наверное. В этой песне он с таким трепетом относился к Джухи, как к чему-то хрупкому, чуть ли длани не дрожали, когда он ими по талии проводил. Его смущенный взгляд и усмешка сейчас кажутся такими наивными. (Просто обожаю глядеть старые фильмы, когда актеры только начинали – столько итого любопытного можно углядеть!) Мне нравится момент, когда на катере Рахул обкатил Киран шампанским, потом так аккуратненько «лег» на нее, проводя рукой по ляшечке и задрав малость парео. Сброшено очень красиво, романтично и главное — не пошло, не вульгарно. Маэстро Яш Чопра был в ударе! В сегодняшних кинофильмах не видела ни одной песни, где есть подобные элементы. Превалируют в основном «звериные» страсти, откровенный «секс» и как можно больше оголенных тел. А эмоции где? Незримые чувства, утраченные в «эпоху перемен» и выраженные взорами, жестами, сердцем, душой? Давно уже пресытившись от наготы, охота старой доброй романтики…
…Начало 90-х. В Болливуде острый дефицит оригинальных сюжетов. Хани Ирани пробует себя в качестве сценариста. Из-под ее пера сходит абсолютно новая для индийского кино история о «больной» влюбленности. Darr стал одним из первых «новых» фильмов, установивший «стандарты качества» и поднявший планку для актеров нового поколения. Для тех, кто не ведает – Хани Ирани – это толстушка Шейла, дочка Каушальи из Зиты и Гиты.
В заточение подумалось – через несколько десятков лет следующему поколению обожателей Шахрукх Кхан будет казаться таким же далеким и недостижимым, как нам ныне – легендарный Радж Капур. Не знаю как вам, а мне радостно сознавать, что я «проживаю» совместно с Шахом и с другими актерами одну жизнь в этом сегодняшнем поре. Ну, вы поняли, о чем я.